Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма
Нервная система
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...
Затем где-то между десятью и двенадцатью случается странная вещь. Почти за ночь кажется, что кто-то расстегнул этого ребенка и положил кого-то другого внутрь. Больше нельзя было назвать этого ребенка сладким и любящим; угрюмый и антагонистический были бы лучшими дескрипторами. Прошли те времена, когда они просят совета, и если они предлагаются, вы можете быть уверены, что это будет проигнорировано.
Ученому-мозгу не нужно рассказывать, что подростки могут расстраивать. Большинство из нас понимают, что жизнь подростка формируется такими факторами, как семья, друзья, школа и общественные учреждения. Но есть и сильные неврологические проблемы в игре. Интересно, что новая информация фокусируется не только на часто обвиняемых бушующих гормонах, но и на том, что происходит выше шеи. Многие из новых представлений о подростковом мозге были получены с использованием методов визуализации мозга, которые обсуждались в первой главе.
Эндокринная система
Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез. Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса. Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков. С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов. Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение. Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка...Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.
То, что ученые видят, заключается в том, что подростковые годы являются временем значительных изменений в деятельности, анатомии и нейрохимии мозга. Как мы видели, мозг растет, расширяя и обрезая связи между клетками, сохраняя связи, которые используются больше всего и избавляются от неиспользуемых. Мы также видели, что один из самых активных периодов реорганизации происходит на раннем этапе жизни около двух лет, когда в мозгу ребенка происходит огромное нарастание нервных связей. Напомним, что за этим наращиванием следует массивная обрезка, которая позволяет более эффективно и эффективнее подключаться к самым эффективным соединениям.
Половое созревание
Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их. Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц. Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы. У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.
Как решить проблему уборки игрушек
До недавнего времени ученые предполагали, что этот период роста и выветривания происходит только в раннем детстве и что большинство, если не все, основных изменений в организации и развитии мозга произошли до юности. Этот взгляд представляется разумным в свете того факта, что мозг достигает своего полного размера по половому созреванию. Обычная мудрость заключалась в том, что подростковый мозг полностью развит и функционирует аналогично взрослым мозгам. Получается, что многие учителя и родители средних школ уже подозревали, что это не так.
Иммунная система
Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков - в четырнадцать–пятнадцать. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.
Изменения в подростковом мозге
Вместо этого ученые обнаружили, что очень сложные изменения происходят в мозге в подростковом возрасте и что мозг не полностью «установлен» до тех пор, пока между двадцатью-двадцатью пятью пятью. Мозг все еще меняется в подростковые годы! В каких частях подросткового мозга происходят самые большие изменения? Главной областью фокуса были лобные доли. Гидд обнаружил, что до полового созревания в возрасте от 9 до 10 лет лобные доли проходят вторую волну реорганизации и роста. Похоже, что этот рост представляет миллионы новых синапсов.
Сердечно-сосудистая система
Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям. Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявляется в тринадцать–четырнадцать лет.
Затем, примерно в одиннадцать лет, происходит массовое обрезание этих связей, которое не является полным до раннего взрослости. Напомним, что, хотя это может показаться более синапсами, тем лучше мозг фактически консолидирует обучение путем отсечения связей. Мозг избавляется от наименее используемых путей, метод обеспечения того, что поддерживаются самые полезные синапсы, что, в свою очередь, позволяет мозгу действовать более эффективно.
В дополнение к этому ведению связей в мозге подростка, еще один фактор развития также играет. Одним из заключительных шагов в развитии взрослого мозга является миелинизация. Напомним, что миелин сначала развивается в более примитивных областях мозга, постепенно переходя к более высоким уровням функционирования. Милин увеличивает скорость потенциала аксонов, движущихся вниз по аксону, до 100 раз по сравнению с нейронами, у которых нет миелина. Таким образом, в подростковом возрасте происходит не только изменение количества соединений, но и скорость соединений.
Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертоническую болезнь.
Костно-мышечная система
Поэтому неудивительно, что миелинизация происходит в лобных долях в последний раз. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнили сканирование молодых людей, 23-30, с подростками 12-16 лет, ища признаки миелина, которые предполагали бы более зрелые, эффективные связи. Как и ожидалось, лобные доли в подростках показали меньше миелинизации, чем у молодых людей. Это последняя часть мозга, чтобы созреть: полная миелинизация, вероятно, не достигнута до 30 лет или, возможно, позже.
Что это такое
Почему эти изменения в лобных долях значительны? Фактически, эта часть мозга была названа «зоной трезвой второй мысли». Лица с повреждением этой части мозга часто знают, что они должны делать, но не могут этого сделать. У этих лиц ущерб также, по-видимому, ухудшает их способность представлять будущее следствие их действий. Они имеют тенденцию быть более свободными и импульсивными. Наблюдения, подобные этим, свидетельствуют о том, что подростки могут испытывать трудности с подавлением неадекватного поведения, потому что потребность в схемах для такого контроля не полностью зрелая.
В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.
Эти функции являются практически списком характеристик, которые часто испытывают подростки. Многие исследователи подозревают, что незавершенная префронтальная кора с ее избытком синапсов и незаконченным миелинизацией способствует дефициту подростков в этих областях.
Другим фактором является игра в подростковом мозге, которая проливает некоторый свет на их часто чрезмерно эмоциональное поведение. Ученые обнаружили, что в подростковом мозгу эмоциональный центр созревает перед лобными долями. Поэтому эмоции влияют на рациональную обработку. Когда мы понимаем, что префронтальная кора позволяет отразить, а миндалина предназначена для реакции, мы можем начать понимать часто иррациональные и чрезмерно эмоциональные реакции подростков. Наш часто задаваемый вопрос, когда подростки занимаются иррациональным поведением «Что вы думаете?», Трудно ответить подросткам, потому что во многих случаях они не думали рефлексивно; они реагировали импульсивно.
Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.
Это явление было дополнительно подтверждено командой, возглавляемой доктором Деборой Юргелон-Тоддом в больнице Маклина в Гарварде. Они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию для сравнения активности мозгов подростков и взрослых. Они обнаружили, что при определении эмоциональных выражений на лицах подростки активировали миндалин чаще, чем лобные доли. Противоположность была замечена у взрослых. Что касается поведения, ответы взрослого были более интеллектуальными, в то время как ответы подростков были больше от кишечника или более реактивными.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).
Дофамин нейротрансмиттера играет важную роль в часто безрассудном, чувственном поиске подростков. Напомним, что допамин является естественным стимулятором. Крайне важно сосредоточить внимание на окружающей среде, особенно когда есть противоречивые варианты. Когда цель не очевидна, для принятия правильного решения необходимо отражение, а не импульс. Хорошей новостью является то, что дофаминовые входы в префронтальную кору головного мозга резко возрастают по мере возраста подростков, в результате чего увеличивается способность к более зрелым суждениям и импульсному контролю.
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении и в играх.
Злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте
Но пока эта система не созрела, решения часто принимаются по импульсу. Теперь, когда стало ясно, что, в отличие от ранее сделанных предположений, в подростковом мозге происходит огромное количество изменений, нам нужно взглянуть на возможность того, что алкоголь и другие наркотики влияют на мозг и поведение по-разному у подростков и взрослых. Формирование и тонкая настройка лобных долей, по крайней мере частично, обусловлено опытом. Это повышает вероятность того, что злоупотребление наркотиками может изменить нормальное развитие головного мозга.
Органы дыхания
Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.
Это очень важная область. Текущие оценки предполагают, что примерно 50% старшеклассников потребляют алкоголь не реже одного раза в месяц, а 17% регулярно курят сигареты, а почти 50% курят немного марихуаны. Национальный институт алкоголизма и злоупотребления алкоголем сообщает, что алкоголь убивает в шесть с половиной раз больше людей в возрасте до 21 года, чем все другие комбинированные препараты.
Большая часть исследований по воздействию алкоголя была проведена с использованием исследований на животных. Крысы не люди, однако есть некоторые свидетельства того, что человеческий гиппокамп реагирует аналогичным образом. Исследования Сандры Браун и его коллег из Калифорнийского университета в Сан-Диего дали первые конкретные доказательства того, что тяжелое употребление алкоголя подростками может ухудшить работу мозга. Они обнаружили несколько различий в функции памяти между зависимыми от алкоголя и не употребляющими наркотики подростками, ни один из которых не употреблял никаких других наркотиков.
Органы пищеварения
В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.
В исследовании 15 и 16-летние дети, которые выпивали тяжело, набрали меньше словесного и невербального хранения информации. Дополнительные исследования, проведенные Брауном и Таппертом, пытаются ответить, является ли тяжелое употребление алкоголя в возрасте 15 лет более опасным для мозга, чем в их предварительной гипотезе, заключается в том, что употребление алкоголя может быть более опасным, поскольку последние достижения в развитии мозга не были завершены, а алкоголь могут прерывать или нарушать эти процессы очистки.
Браун и Тапперт указывают, что для получения окончательного ответа потребуется больше исследований, но по крайней мере их работа является важным шагом к подтверждению того, что многие ученые заподозрили в течение некоторого времени, подростки, которые пьют, могут подвергать свои мозги токсические эффекты алкоголя в критический момент развития головного мозга.
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.
Правда ли, что прыщи «пройдут сами», как только юноша начнет жить половой жизнью?
Мало того, что лобные доли подростков переживают серьезные изменения, молекулярные и химические системы также переустанавливаются. По-видимому, многие вещества оказывают повышенное влияние на подростков. Исследователи из Университета Дьюка обнаружили, что подростковые мозги более интенсивно реагируют на никотин, чем взрослые мозги. Эти рецепторы играют огромную роль в удовольствии, производящем свойства лекарств. Пока неясно, показывает ли человеческий подростковый мозг такое же увеличение, но многие исследователи считают это весьма вероятным.
Нервно-психическое развитие
Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).
Физическое развитие
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.
Всемирная организация здравоохранения установила рамки подросткового возраста: от 10 до 20 лет. За периодом отрочества давно закрепилось понятие — трудный (или переходный) возраст. Современные дети быстро растут, в подростковом периоде одни болезни и проблемы уходят, однако, появляются другие.
Подростки — еще дети, и им до сих пор угрожают детские болезни.
Те из них, кто не переболел корью, краснухой или паротитом, легко ими заболевают при контакте с больным Замечено, что подростки реже страдают , чем дошкольники, но многих из них продолжает мучить с раннего детства. В этом возрасте обостряются многие хронические заболевания детей.
У подростков нередко выявляется анемия, даже могут проявиться признаки рахита (обеднение костей солями кальция) при недостаточном потреблении животных жиров и . В период отрочества отмечается большое количество психосоматических заболеваний (жалобы на боли в животе, повышение температуры, головную боль). Как правило, — это ответ на усложнившиеся взаимоотношения подростка с педагогами, сверстниками, родителями.
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это период, когда возбуждение нервных процессов преобладает над торможением. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость. В подростковом возрасте происходит перестройка нервной и эндокринной регуляции жизнедеятельности организма, отражающаяся на работе сердца и сосудов (урежается частота пульса, повышается ).
Основной особенностью эндокринной перестройки является изменение гормонального статуса.
Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Согласно современным представлениям существует пять критических периодов развития иммунной системы, и пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в 12-13 лет, у мальчиков — в 14-15. Гормональная перестройка, факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы подростков и стать причиной возникновения многих хронических заболеваний.
Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление его совпадает с временем отрочества и является его отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с 10 лет. С наступлением первой менструации темп роста девочек резко падает, мальчики начинают вновь обгонять их. Уровень полового созревания отражает состояние нейроэндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.
В связи с процессами ускоренного роста и развития современных подростков ускоряются темпы роста сердца и сосудов. У девочек рост сердца и сосудов начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Сердце современного 18-летнего юноши больше чем сердце взрослого мужчины жившего полвека назад. Однако при столь значительном увеличении размеров сердца диаметры крупных сосудов у подростков остались сравнительно узкими. Это может неблагоприятно отражаться на , так как создает для сердца дополнительную нагрузку, связанную с обеспечением кровообращения. Поэтому подростки часто отмечают боли в области сердца. Врач при осмотре и на электрокардиограмме может обнаружить признаки обменных или воспалительных изменений в мышце сердца, иногда нарушения сердечного ритма. Во время ускоренного роста организма иногда могут наблюдаться отклонения в развитии формы и величины сердца.
Особенностью сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте является также склонность к нарушениям ритма сердечных сокращений — аритмии.
Среди причин, способствующих задержке развития сердца, следует назвать неблагоприятные условия жизни — хронические заболевания, очаги воспаления в миндалинах, зубах, пазухах носа и других органах. Немаловажную роль при этом играют различные нарушения режима жизни, малая подвижность подростков или, наоборот, чрезмерные физические перегрузки. Повышенные умственные нагрузки, эмоциональные срывы создают условия для развития расстройства тонуса сосудов -гипертонических или гипотонических состояний.