Список медицинских препаратов ежегодно пополняется все новыми названиями. Несмотря на это, многие люди до сих пор продолжают использовать лекарственные растения. Список поклонников фитотерапии пополняется каждый год в связи с тем, что препараты синтетического происхождения вызывают сильнейшие побочные эффекты и аллергии. Лекарственные растения, напротив, можно принимать годами благодаря их уникальному составу. Они содержат целый ряд химически сложных веществ, спектр действия которых очень широк.

Валериана

В фитотерапии используются все части этого растения, хотя наибольшей популярностью пользуются корни. Валериана - это универсальное средство, которое помогает снять стресс и успокоить организм.

Народная медицина предлагает использовать листья этого растения, реже цветы. Отвары и настои, которые получают из листьев, являются эффективным отхаркивающим и Их используют во время кашля разного происхождения.

Шалфей

Лекарственные растения России представлены ещё одним видом, о котором невозможно не упомянуть. Это растение стимулирует работу нервной системы. Кроме того, оно незаменимо для пациента в период выздоровления, так как способствует правильной работе надпочечников. Речь идёт о шалфее. Настой из его листьев и цветов рекомендуют принимать людям, которые страдают от депрессий и невротических состояний. Также отвар этого растения помогает предотвращать чрезмерное потоотделение, что особенно полезно для больных туберкулёзом, во время климактерического периода, а также людям с повышенной потливостью рук.

Регулярное применение настоя шалфея способствует регуляции уровня артериального давления для тех, у кого он был повышенным.

Листья шалфея используют также для дезинфекции помещения, в котором находился больной. Для этого их сжигают на древесном угле.

Перечная мята

Настой из листьев и наземной части перечной мяты - это, прежде всего, лучшее средство для лечения болезней желудка и расстройства кишечника. Не все виды лекарственных растений имеют такой широкий спектр действия, как мята. Она усиливает секрецию желудочного сока, избавляет от несварения желудка и кишечных колик, снимает боль при язве. Небольшое количество настоя перечной мяты помогает бороться с токсикозом у беременных женщин, а также с приступами морской болезни.

О целебных говорят также люди, которые страдают от нервных или сердечных заболеваний. Незаменима она в домашней аптечке в тех случаях, когда необходимо облегчить зубную боль. Для того чтобы избавиться от мигрени, достаточно приложить к голове несколько листьев свежей перечной мяты.

Расторопша

Лекарственные растения России насчитывают более тысячи видов. Некоторые из них, к примеру расторопшу, используют не только в фитотерапии, но и в традиционной медицине. Это уникальное растение способно защищать печень от токсинов, а также выводить из нее те, которые успели скопиться (в том числе и из-за употребления синтетических лекарственных препаратов). В лечебных целях используют все части растения: стебель, листья, корни, семена и цветки. используют в случае несварения желудка и анорексии. Также это растение известно своими свойствами восстанавливать кровь. Знают о расторопше и молодые мамы, так как применение её в период лактации способствует увеличению количества молока.

На что стоит обратить внимание

Большинство людей не знают обо всех полезных свойствах, которые имеют лекарственные растения. Список, предоставленный здесь, можно продолжить. Но нельзя быть уверенным в полной безвредности этих растений. Как и любые другие средства для лечения, их необходимо принимать в соответствии с рекомендациями и соблюдать правильную дозировку. Самолечение может нарушить работу желудочно-кишечного тракта, вызвать болезни печени и почек. К тому же серьезное заболевание нельзя вылечить, применяя только лекарственные растения. Список тех, которые вы собираетесь применять, лучше показать лечащему врачу. Он может утвердить его только после того, как проведёт всесторонний анализ и установит диагноз.

Популярность фитотерапии не проходит со временем. Это связано с тем, что растения действительно способны помочь в профилактике и лечении многих заболеваний.

Травы для домашней фитоаптечки можно приобрести в обычной аптеке, а можно собрать самостоятельно. Важно помнить, что растения хорошо впитывают выхлопные газы и вбирают из почвы все вредные вещества, поэтому их нельзя собирать в пределах современного мегаполиса и тем более вблизи автомобильных дорог. В идеале местом их сбора должны быть экологически чистые районы, подойдут лес или свой сад, если вы уверены в их «экологичности».

В домашней аптечке полезно иметь ромашку, крапиву, липу, черемуху, шиповник и ряд других фитосредств.

Ромашка лекарственная

Отличный антисептик, избавляет от кишечных колик, помогает при простудных заболеваниях. Настой ромашки готовят так же, как и настои многих трав: 1 столовая ложка измельченной ромашки заливается 1 стаканом кипятка, настаивается от 20 до 40 минут и процеживается. Ромашку применяют как наружно, так и внутрь.

При простуде ромашкой полощут горло (4–5 раз в день). Настой ромашки пьют при болях в животе, желудке, дают при коликах у детей.

В косметологии настой ромашки применяется для:

  • очищения и тонизирования кожи, улучшения цвета лица;
  • дезинфекции и заживления мелких ранок;
  • легкого осветления волос у блондинок;
  • избавления от неприятного запаха (как натуральный дезодорант).

Крапива двудомная

Содержит много витаминов, повышает иммунитет и свертываемость крови. Настой из крапивы (готовят так же, как и настой ромашки), в том случае если у вас нет на нее аллергии, полезно пить в течение недели по 1–2 стакана в день для улучшения иммунитета. Затем необходим недельный перерыв. Потом можно повторить курс витаминизации. Крапивный чай вкусно и полезно заваривать с листочками земляники, черники, брусники, а также с ягодами рябины, как красной, так и черноплодной.

Черемуха

Черемуха, благодаря высокому содержанию фитонцидов, отличный антисептик. Ее отвар (1 столовая ложка заливается 1 стаканом воды, доводится до кипения, настаивается в течение 40 минут) часто применяют в народной медицине при конъюнктивитах в виде примочек для глаз.

Черемуха – популярное средство в комплексном лечении заболеваний половой сферы как у мужчин, так и у женщин: миомы, фибромы, хламидийных и других инфекций, простатита. При кольпитах у женщин настой черемухи используется для спринцевания.

Ягоды черемухи содержат много витаминов и органических кислот. Они обладают вяжущим свойством, поэтому часто применяются при желудочно-кишечных расстройствах.

Липа

Лекарственными свойствами липа обладает только в фазе цветения, поэтому собирают цветки липы с прицветными листьями.

Настой из липы (2 столовые ложки липового цвета на 1 стакан кипятка) – потогонное, жаропонижающее, отхаркивающее, мочегонное, бактерицидное, успокоительное средство. Его применяют по 2–3 стакана в день при:

  • простуде;
  • воспалении почек и мочевого пузыря;
  • спазмах желудка;
  • неврозах;
  • головных болях;
  • судорогах.

Шиповник

Плоды шиповника – кладовая витаминов, особенно витамина С. Настой из сухих плодов шиповника (1 столовая ложка шиповника на 1 стакан воды, 10 минут кипятить в закрытой посуде, настаивать сутки) пьют по 1–2 стакана в день для:

  • нормализации обмена веществ;
  • улучшения кровообращения и укрепления сосудов;
  • профилактики авитаминоза;
  • стабилизации работы нервной системы.

Полынь горькая

Полынь горькая, собранная в мае (до начала цветения), эффективно повышает гемоглобин и возбуждает аппетит. Настой полыни (1 чайная ложка полыни заливается 1 стаканом воды, доводится до кипения, 3-4 минуты варится на слабом огне, затем настаивается 40 минут) пьют до еды. Но его не рекомендуется применять при болезнях желудка.

Первоцвет весенний (примула лекарственная)

Желтые цветочки («баранчики») первоцвета содержат целый комплекс витаминов, поэтому его часто включают во многие травяные сборы для профилактики авитаминоза. Его используют и как отхаркивающее средство.

Кирказон ломоносовидный (аристолохия)

Это растение из разряда сильнодействующих и слабоядовитых, хорошее средство при анемии, гипертонии, гриппе. Принимают настой кирказона (готовят так же, как настой полыни) по столовой ложке 3 раза в день.

Кирказон известен как противоопухолевое средство. В народной медицине его применяют для лечения таких заболеваний, как миома, фибромиома, эндометриоз (и другие доброкачественные опухоли), сочетая прием внутрь со спринцеванием.

Мера – залог успешного лечения

Применяя фитосредства, важно помнить о том, что они, как и «настоящие» лекарства, при несоблюдении правил их использования способны нанести вред организму. Опасной может быть их передозировка и неправильное сочетание разных трав.

По статистике, взрослый человек болеет простудой в разной форме от 2 до 4 раз в год, а дети – в 2 раза больше. Фитосредства могут стать не только помощью при лечении, но и отличной профилактикой ОРВИ.

Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук: «Лечение лекарственными растениями должен назначать врач-фитотерапевт, досконально знающий все особенности вашего организма. Только в этом случае можно быть уверенным, что действие целебных трав будет именно таким, как вы рассчитываете».

Конспект урока по «Окружающему миру»

2 класс

Тема: «Растения в домашней аптечке»

Используемые технологии:

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая;

учитель начальных классов

ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

Цели урока :

1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация к уроку, образцы лек.растений(гербарий), карточки для индивидуальной, парной, групповой работы.

Используемые технологии:

Технология критического мышления;

Технология сотрудничества;

ИКТ;

    игровая

Ход урока.

I.Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… (Ромашки)

(Детям раздаются ромашки из бумаги с 5 лепестками)

II. Актуализация знаний, постановка проблемы, затруднения.

1.Целеполагание

- Ребята, вы когда - нибудь играли в больницу? Вот и сегодня мы поиграем. Представьте, что ваши любимые игрушки-зверята заболели. Что срочно необходимо делать?

Вспомните, чем лечил больных зверей добрый доктор Айболит?

- Кто расскажет, как у него дома лечат больное горло, кашель, простуду?

Что мама ваша делает, когда вы болеете? (идет в аптеку, дает лекарства, вызывает врача)

Где берет мама лекарства?(в аптеке)

Что такое аптека? Где об аптеке можно узнать? (у взрослых, из словаря, из интернета и т.д.)

Аптека - это учреждение, в котором продаются (или изоготавливаются лекарства, лечебные средства). Это набор лекарств для оказания первой помощи, шкафчик или коробочка с таким набором. Бывает дорожная аптечка, лесная аптека

Кто догадался, о чем же будем говорить на уроке? Что мы узнаем и чему научимся?

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? Какие цели поставим?

    познакомимся с тем, как появились лекарственные растения;

    какие бывают лекарственные растения;

    узнаем все ли части растений будут лекарственными;

    узнаем как собирают лекарственные растения;

    подберем лечение для наших больных.

III. Решение учебной задачи.

Лекарственные растения были известны человеку с давних времен. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов,кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Еще в больших городах, таких как Москва и Санкт Петербург разводили так называемые АПТЕКАРСКИЕ ОГОРОДЫ, где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечиться ими. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЕНОЙ АПТЕКИ.

Вернёмся к нашей цели, что же мы узнали? (историю возникновения лекарственных растений растений) (на каждом этапе урока проводится самооценка. На полученной заранее ромашке с 5 лепестками и при закреплении каждого этапа раскрашивают лепесток в зеленый, желтый или красные цвета)

Какой же наш следующий шаг?(узнаем, какие бывают лекарственные растения)

Предлагаю поработать в группах. Обсудите лекарственные растения из домашних аптечек, попробуйте оформить это в табличку:

название

применение

Проверка. Самооценка своей деятельности.(лепесток)

Как вы думаете о всех ли лекарственных растениях вы рассказали? (нет)

А почему?(мало пока знаем)

А как же будем лечить больных зверей?(нужно узнать больше)

Откуда мы это сможем узнать? (у взрослых, из учебника, из книг, из интернета и т.д.)

Предлагаю открыть учебник.

Прочтите названия растений.

Я вам приготовила интересную информацию -думала, чем вас удивить, чтобы вы больше захотели узнать о лекарственных растениях -и нашла ЛЕГЕНДУ.

-Что такое легенда? (рассказ, предание о каком-либо событии) Садитесь удобнее. Я нашла легенду о б одном растении -лекарственном мать -и мачехе.

-Кто такая мать? (женщина по отношению к своим детям)

-А кто такая мачеха? (жена отца по отношению к его детям, неродная мать)

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Теперь давайте откройте рабочие тетради. Вот перед вами образцы лекарственных растений, которые даны в учебнике. Вы должны рассмотреть эти образцы и догадаться, какие части используют для лечения

Понравилось? Самооценка своей деятельности.(лепесток)

IV.Физминутка и самооценка

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

Почему их так назвали люди?

Где их можно приобрести?

А в аптеку как они попадают?

А кто их собирает?

Какие люди их собирают?(знающие)

Какой же наш следующий этап работы?

Узнаем как собирают лекарственные растения.

Где это можно узнать?

Для чего нам это нужно?

Впереди лето, у вас у всех есть возможность собрать свою небольшую коллекцию. Но как вы думаете, что надо знать, прежде чем собирать лек. растения?

Мы теперь будем работать по карточкам.

Какая работа нам предстоит?(соотнести или составить правила

1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН

КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ

3.ПРИ СБОРЕ

ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.

4.ПРИ СБОРЕ

РАСТЕНИЯ, ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

НАДО ВЗЯТЬ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО

6.НЕ НУЖНО БРАТЬ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.

Сверка с эталоном.

Самооценка своей деятельности .(лепесток)

Что нам еще осталось сделать? Подобрать лечение для своего друга. Давайте вернемся в нашу игрушечную больницу. Вспомните, на что жаловались ваши больные? Значит нам нужно найти средства против кашля, боли в горле. простуде и порезах. Послушайте, для чего используют растения, с которыми вы познакомились и попробуйте подобрать лечение для них. Я буду читать текст в учебнике. А вы по мере чтения выбираете место, в котором записано растение, которое подходит для лечения вашего друга.

V.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

Что мы хотели узнать? Какая была цель нашего урока?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А)…………………………..

Какое лекарственное растение нам помогало на уроке? (ромашка)

Д/з (на выбор )- подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили.

Приготовьте рецепт от какого либо недуга(болезни) с использование лекарственного растения.

Покажите ваши цветочки- те, у кого больше зелёных лепестков -хорошо поработали, у кого все зелёные лепестки- молодцы.

Лекарственные травы, в последнее время, все больше и больше становятся популярными. Если раньше ими лечили только деревенские знахарки, то сейчас их назначают наряду с медикаментозными препаратами. Фитотерапия в медицине, по праву заняла свое почетное место. Какие травы должны быть в домашней аптечке и при каких состояниях их нужно использовать, вы узнаете прочитав эту статью.

В домашней аптечке должны быть обязательно противовоспалительные травы. К ним относятся: ромашка, календула, зверобой, хвощ полевой, бессмертник, спорыш и многие другие. На некоторых из них мы остановимся по подробнее.

Ромашка аптечная

Ромашка аптечная, незаменимое лекарственное растение, которое должно находиться в каждой домашней аптечке. Ее применяют при воспалениях желудочно-кишечного тракта, воспалениях печени и гинекологических заболеваниях, для полосканий полости рта и горла, в виде ванночек при заболеваниях кожи и аллергических реакциях. Ромашка входит в состав многих сборов и применяется как отдельно взятое лекарственное средство.

Из ромашки готовят настой: 1 ст.л. травы заливают стаканом кипятка, настаивают в течение часа. Настой применяют внутрь и наружно.

Календула или ноготки лекарственные

Цветки календулы содержат каротиноиды, флавоноиды и витамины, поэтому эта лекарственная трава обладает противовоспалительным действием. Ее применяют при гастритах, дискинезиях, гипертонической болезни, стенокардии, климаксе, нарушениях менструального цикла, неврозах, наружно — при воспалении слизистых оболочек и кожи. Незаменима календула будет и при заболеваниях верхних дыхательных путей гайморите, фарингите, ларингите, бронхите и трахеите.

Из календулы готовят настой: две столовые цветков заливают 0,5 л кипящей воды, настаивают в течение получаса, затем процеживают. Принимают по ½ стакана 3−4 раза в день. Или наружно, в виде примочек и ванночек.

Зверобой обыкновенный или продырявленный

Многолетнее лекарственное растение давно пользуется популярностью. Его применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, используют как ранозаживляющее средство. С его помощью укрепляют сосуды и капилляры. Зверобой способен залечить долго не заживающие раны и трофические язвы. Его используют при заболеваниях слизистой полости рта, горла, кожи, при заболеваниях суставов, геморрое и золотухе у детей.

Из зверобоя готовят настои и масляные настойки.1 ст.л. травы зверобоя заливают стаканом кипятка, ставят на паровую баню и держат 15 минут, затем снимают с огня и настаивают еще в течении 45 минут, затем процеживают и разводят теплой кипяченой водой до 200 мл. Принимают по 1/3 стакана 3 раза в день.

Хвощ полевой

Трава обладает противовоспалительным, кровоостанавливающим, ранозаживляющим действием. Хвощ дает положительный эффект как отхаркивающее, мочегонное и общеукрепляющее растение. Применяют его при сердечных и почечных отеках, экссудативном плеврите, воспалениях мочевого пузыря. В народной медицине хвощ полевой используют для лечения туберкулеза легких, поджелудочной железы, ревматизме, подагре, артрозе. Наружно для лечения ран, язв, ожогов, экземы, угрей. Для полоскания рта и горла. Настой хвоща используют при конъюнктивите.

1 ст.л. травы хвоща полевого заваривают 200 мл кипятка, дают настояться 30−40 минут, затем настой фильтруют. Применяют наружно в виде примочек и внутрь по 1−2 ст.л. 3 раза в день.

Бессмертник песчаный

В медицине используют соцветия, в них содержится большое количество эфирных масел, каротиноидов, слизи, смолы, дубильных веществ. Применяют бессмертник при острых и хронических заболеваниях печени, желчного пузыря, гастритах, колитах, панкреатите, кашле, простуде, как глистогонное средство. Женщинам назначают бессмертник при гинекологических воспалениях в виде спринцеваний.

1 ст.л. соцветий бессмертника заливают стаканом кипятка и варят на маленьком огне пять минут, затем настаивают один час. Отвар процеживают и принимают по ½ стакана 2−3 раза в день.

Спорыш или горец птичий

В народной медицине спорыш применяют для остановки кровотечений у женщин, как противовоспалительное средство при урологических заболеваниях. Спорыш используют для лечения бронхита, трахеита, коклюша, туберкулеза легких, при острых заболеваниях почек и мочевого пузыря. Снимает воспаление при геморрое.

Для настоя берут столовую ложку травы и заливают стаканом кипятка, настаивают 30 минут, затем процеживают. Принимают по по 1/3 стакана три раза в день.

Как и любое лекарственное средство, травы имеют свои показания и противопоказания. Они могут подходить одним людям и не давать эффекта другим. Перед применением любой лекарственной травы нужно проконсультироваться с доктором. Травы имеют свой срок годности, теряя при этом свои полезные качества. Даже, если ромашка или календула являются для вас панацеей от всех болезней, все равно не стоит покупать ее много. Пусть в вашей домашней аптечке будет лежать одна упаковочка травы. По мере необходимости приобретете в аптеке еще.

Лекарственные растения в домашней аптечке. Отвары и настои из лекарственных трав.

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»

Предмет - СБО

Класс – 7

Раздел – Медицинская помощь

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке.

Отвары и настои из лекарственных трав.

Цели урока: Формировать знания обучающихся о лекарственных растениях,

их применение.

Формировать умения приготовления настоев и отваров из

лекарственных растений.

Воспитывать навыки безопасной работы с кипятком.

Продолжать работу по подготовке обучающихся к

самостоятельной жизни.

Оборудование: набор лекарственных растений, электроприбор (чайник), кипяток, стаканы, мёд, марля, таблицы, карточки.

Использование ИКТ(компьютер, проектор, экран).

Словарные слова: отвар, настой, подорожник, мать - и – мачеха, зверобой,

ромашка, плоды шиповника.

Ход урока.

Оргмомент.
Повторение пройденного материала. Домашняя аптечка, её состав. Проведение игры: «Собери домашнюю аптечку». Правила применения и назначение средств, входящих в состав домашней аптечки. Беседа: «Вред самолечения».
Сообщение темы и задач урока.
Сообщение теоретических сведений. Демонстрация горчицы, горчичников.

Ставили ли кому горчичники?

Какие у вас были ощущения?

Почему щиплет кожу?

Чем покрыт кусок бумаги?

Вывод: Горчица – это лекарственное растение. Показ её в гербарии.

Какие ещё лекарственные растения знаете?

Кто знает как нужно собирать лекарственные растения, как сушить.

Какие лекарственные растения от чего применяют?


Беседа с учащимися о бережном отношении к лекарственным растениям. Лекарственные растения . (адонис, горицвет, мать-и-мачеха, ландыш и др.) Рассматривание упаковок лекарственных растений. Чтение инструкций, способа применения. Работа с упаковками лекарственных растений. Заполнение таблицы в тетрадях обучающихся.

Буквенное задание на доске. Использование ИКТ.

На доске записан план изготовления отвара из лекарственных трав.

Учащиеся должны расставить всё по порядку, записать шифр в тетрадь.

«Т» - высуши в прохладном, тёмном месте, вдали от солнечных лучей.

«В» - положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.

«О» - собери нужную траву вдали от города и дорог, лучше всего в лесу.

«А» - вскипяти воду.

«Р» - залей кипятком, накрой салфеткой для настаивания на 15-20 минут.

Ключевое слово – ОТВАР.

Практическая деятельность учащихся. Составление плана. Чтение инструкции по приготовлению отвара из шиповника. Определение последовательности приготовление отвара. Практическое приготовление отвара учащимися.

Техника безопасности при работе с электроприборами (чайник), кипятком.


Запись с таблицы рецепта приготовления отвара шиповника.
Беседа с учащимися.

Рассматривание упаковок лекарственных растений, чтение инструкции, способа применения.

Эти растения применяют в виде отваров и настоев.

Растения применяют в виде отваров и настоев.

Отличие отвара и настоя.

Вред лекарственных растений.

Важно! Пользоваться только по назначению и придерживаться инструкции на упаковке.

Составление плана по приготовлению настоя липы. Чтение инструкции. Приготовление настоя. Запись плана в тетрадь.

VI. Работа по таблице: «Время сбора липы и шиповника»



Вопросы к учащимся:

В чём хранят лекарственные растения? Где хранят лекарственные растения? Где можно их купить?

Статья 67 Конституции гласит:

«Граждане РФ обязаны беречь природу, охранять её богатства».

Лекарственные растения срезать ножницами. Брать только в меру. Покупать только в магазине или .

VII. Процеживание и проба липового настоя.

VIII. Запись в тетрадь таблицы: «Время сбора липы и шиповника».

IХ. Закрепление материала.

Х. Подведение итогов урока.

ХI. Домашнее задание: составить рассказ – сообщение о лекарственных

растениях Белгородской области.